Время работы
пн - пт 9.00 - 18.00

Москва, ул. Осенняя, д.23, офис 56, пом.1

ВТО: отсрочки ратификации не будет

При этом в комитете по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству уточнили, что итоговые парламентские слушания по вступлению России во ВТО с участием спикера нижней палаты Сергея Нарышкина намечены на 29 мая. Парламентарии надеются, что к этой дате в Госдуму будет внесен пакет ратификационных соглашений, а главное — комплексный документ, который ждут все отраслевики, содержащий меры поддержки по секторам экономики, так называемую дорожную карту для отечественных предприятий по ведению бизнеса в условиях ВТО. Думцам еще до внесения ратификационного пакета необходимо обменяться мнениями по наиболее острым вопросам, а также обсудить предложения по изменению законодательства.

Как отмечают депутаты, за последние два месяца в нижней палате прошло более десятка крупных мероприятий, посвященных теме присоединения к ВТО, заслушано свыше сотни экспертов, представителей промышленности, сельского хозяйства, участников финансового рынка, научного сообщества. В то же время и бизнес, и общественность очень внимательно следят за подготовкой к ратификации. На сегодняшний день многие уже ознакомились с итогами переговоров, и практически у каждой отрасли, у каждого крупного предпринимателя готовы адаптационные планы по своему направлению.

Все предложения, которые поступают в Государственную думу, внимательно изучаются и направляются в отраслевые министерства. Сейчас стоит задача до конца весенней сессии изучить адаптационные механизмы для бизнеса, чтобы максимально использовать преимущества — от интеграции для модернизации российской экономики. Также в нижней палате уже прошло первое совещание межфракционной рабочей группы по законодательному обеспечению процедуры ратификации соглашения о вступлении в ВТО.
Одновременно Президент РФ Владимир Путин, выступая в Госдуме после утверждения Дмитрия Медведева премьер-министром, высказался против того, чтобы отложить ратификацию. Он сказал, что «переложить на год, на два мы не можем. Это будет означать, что мы не вступаем в ВТО по правилам ВТО: 6 месяцев — максимум, мы должны принять решение. Можно и отложить, то есть не отложить, а вообще не вступать, хотя Россия вела переговоры с ВТО 17 лет. Но это будет другая история». Он также добавил, что Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана построен на принципах ВТО и «здесь мы ничего не теряем».

Напомним, что протокол о присоединении России к ВТО подписали 16 декабря прошлого года в рамках министерской конференции этой международной организации. Одновременно был утвержден сопутствующий пакет документов, включая обязательства по доступу на рынок товаров и услуг. Таким образом, Россия официально была принята во Всемирную торговую организацию, членства в которой добивалась с 1993 года. Через 30 дней после ратификации документов в парламенте, которое намечено на июнь, наша страна станет полноправным членом ВТО. Как и президент, Дмитрий Медведев, выступая в Госдуме перед голосованием по его кандидатуре на пост премьера, также не согласился отсрочить ратификацию, как предлагали некоторые депутаты, говорившие о том, что через несколько лет после вступления в ВТО от нашей страны останется лишь сырьевой и спекулятивный сектора.

Он заявил, что «Россия готова будет принять решения по помощи отечественной экономике даже после вступления в ВТО. В наших руках всегда есть возможность сделать определенные шаги и принять те решения, которые будут помогать нашей экономике, нашей промышленности и сельскому хозяйству даже после вступления в ВТО». Дмитрий Медведев подчеркнул, что не считает нужным откладывать ратификацию соглашения о вступлении в ВТО. По его словам, переходного периода в 5 и более лет достаточно для адаптации ряда отраслей российской экономики, а сейчас у нас есть все основания создать в ближайшем будущем Евразийский экономический союз.

«Мы гармонизировали тарифные системы России, Беларуси и Казахстана — наши нормы теперь вполне соответствуют нормам ВТО, и в то же время мы сохранили интеграционный потенциал, — продолжил он. — Теперь перед нами одна задача — к 2015 году на базе Таможенного союза создать Евразийский экономический союз. Уверен, что у нас есть все возможности, чтобы возникло это новое интеграционное объединение, привлекательное для всех стран, но самое главное — для наших людей.

Убежден, что вступление России в ВТО не скажется на деятельности Таможенного союза. В целом все будет в порядке. Когда Россия начала форсированное движение по вступлению в ВТО, было много разных комментариев, в том числе со стороны ВТО. Из них следовало, что с Таможенным союзом Россию не хотят видеть членом организации. С другой стороны высказывались мнения, что наше вступление в ВТО разрушит Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Беларусью. Ни того ни другого не произошло. Для российских партнеров по вступлению в ВТО это стало сигналом. Они поняли, что если по каким-то причинам их не хотят видеть в ВТО, то они и так проживут. После этого наступило некоторое отрезвление».

Выиграют сильнейшие

Как следует из исследования, проведенного Ernst & Young и Российской экономической школой, вступление в ВТО в целом будет выгодно России. В краткосрочной перспективе эффект от изменения тарифов и улучшения условий доступа российских производителей на зарубежные рынки приведет к росту агрегированного потребления в стране на 0,4%. Положительный эффект от вступления в ВТО может быть многократно усилен, если правительство примет меры по поддержке экспорта и улучшит инвестиционный климат. С другой стороны, этот шаг несет риски для неконкурентоспособных отраслей и особенно для моногородов.

В исследовании говорится, что присоединение к ВТО обеспечит России рост агрегированного потребления на 0,423% от уровня 2011 года. Эффект от вступления может увеличить заработную плату квалифицированных рабочих на 0,5% в реальном выражении по сравнению с 2011 годом, неквалифицированных — на 0,1%. Для отраслей российской экономики влияние снижения тарифов и улучшения условий доступа на экспортные рынки будет различным.

Более всех выиграет цветная металлургия, где ожидается рост производства на 14,5% от уровня 2011 года. Увеличение производства также произойдет в черной металлургии (3,63%), химии и нефтехимии (2,05%), оптовой и розничной торговле (0,46%), производстве электроэнергии (0,35%), железнодорожном транспорте (0,24%). Основной негативный эффект будет сосредоточен в деревообработке и целлюлозной промышленности (сокращение производства на 6,74% от уровня 2011 года), легкой промышленности (–4,35%) и машиностроении (–2,77%).

Авторы исследования полагают, что в результате предстоящего снижения ввозных тарифов совокупные доходы федерального бюджета от всех налогов на импорт могут сократиться примерно на 5,5%. В основном положительное влияние будет оказано на экономическое развитие российских регионов и благосостояние проживающего там населения. Главными бенефициарами станут наиболее развитые в экономическом отношении части страны.

Для целей исследования страну условно разделили на 13 региональных экономик: снижение потребления при вступлении России в ВТО прогнозируется в четырех из них, и только в одной — Тюменской области (включая ХМАО и ЯНАО) — оно ожидается существенным (–0,78% от уровня 2011 года). Наибольший рост потребления ожидается в Москве и Подмосковье (0,88%), а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (0,85%).

Авторы исследования ожидают, что заработная плата квалифицированного персонала после вступления в ВТО вырастет практически на всей территории России. Исключение составляет Тюменская область, ХМАО и ЯНАО, где ожидается символическое снижение на 0,09% в реальном выражении по сравнению с уровнем 2011 года. Больше всего заработок квалифицированного работника увеличится в Московском и Петербургском регионах — на 0,85% и 1% соответственно.

В целом вступление в ВТО увеличит возможности конкурентоспособных отраслей российской экономики, тогда как положение слабых отраслей и предприятий ухудшится. В этой ситуации авторы исследования советуют российскому правительству поддерживать несырьевой экспорт в рамках тех механизмов, которые разрешены ВТО. Однако главный упор следует сделать на улучшении инвестиционного климата: исходя из опыта других крупных стран, сравнительно поздно присоединившихся к ВТО (например, Китая), основной положительный эффект от вступления может быть достигнут за счет резкого увеличения прямых иностранных инвестиций в экономику страны.

Негативный эффект, который вступление в ВТО может оказать на ряд отраслей и конкретных предприятий, многократно усилится, если подобное предприятие расположено в моногороде. По данным Минрегиона, в 2011 году в России насчитывалось 355 моногородов, в которых проживает почти 16 млн человек. Ernst & Young и РЭШ полагают, что в большинстве моногородов произойдет сокращение спроса, подобное тому, что наблюдалось во время кризиса 2008–2009 годов.

Однако в данном случае проблемы будут носить устойчивый характер и временные меры, сработавшие в кризис, не дадут существенного эффекта. Авторы исследования советуют властям создать условия для диверсификации экономики моногородов, в том числе с помощью приватизации, а также разработать конкретные программы по переселению жителей наименее жизнеспособных поселений.

Потеряем полмиллиарда

По мере приближения к моменту одобрения депутатами вступления России в ВТО все больше, в том числе и в открытой печати, появляется различного рода подсчетов наших выигрышей и проигрышей от присоединения к этой организации. Так, в «Обуви России» сообщили, что конкретно их отрасли ВТО не страшно. Здесь представляется интересным познакомиться с результатами, полученными Петерсоновским институтом в Вашингтоне, который проанализировал, что будет с экономикой, если очередной раунд переговоров по ВТО, так называемый Дохийский раунд, в рамках которого участники организации должны договориться о новых условиях международной торговли, так и останется в «заморозке», в которой он пребывает уже с 2008 года.

В таком случае, как считают аналитики, страны будут пытаться улучшить условия международной торговли не все вместе в рамках ВТО, а маленькими группами, подписывая региональные торговые соглашения. Часть государств двинется по «тихоокеанскому» пути – в 2012 году они подпишут соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership), которое вступит в силу в 2015 году. Затем к этому соглашению присоединятся Канада, Мексика, Япония и Корея, и это решение вступит в действие к 2020 году.

Одновременно будет развиваться «азиатский» путь, основанный на интеграции к 2020 году АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) и соглашении о свободной торговле между Китаем, Японией и Кореей, подписание которого ожидается в 2015 году, а вступление в силу — в 2020 году. В итоге, делают заключение эксперты, «тихоокеанский» и «азиатский» путь приведут к созданию зоны свободной торговли в Азии и Океании.

В Петерсоновском институте также попытались количественно оценить, чьи экономики выиграют/проиграют от следования по пути, альтернативному развитию ВТО по рецептам Дохийского раунда. Сделанный аналитиками вывод таков: кто устроит «междусобойчик» вне ВТО, по большей части выиграют, к примеру, небогатый Вьетнам обретет лишние 33 млрд долларов, хотя Китай, например, окажется в минусе, остальные — проиграют. Среди последних – Россия, которая в 2020 году лишится 500 млн долларов. Однако, убеждают аналитики, это не так много по сравнению с некоторыми другими странами, вроде Китая, но тем не менее это потери, а не выигрыш.

 

Алексей Шитиков

Таможенные новости