В Госдуму правительством 1 июня внесен законопроект с поправками к закону N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», призванный начать процесс создания системы параллельного контроля трансграничных финансовых и товарных потоков. Отсутствие этой системы позволяет с 1990-х годов существовать в теневом секторе экономики полноценно работающей системе «серого» импорта товаров, а также системе его оплаты и нелегального экспорта капитала, что в разные годы вызывало многочисленные скандалы, крупнейшими из которых были дело Bank of New York в 1999-2000 годах, дела о сгоревших банках в 2004-2007 годах и постоянные конфликты вокруг Северо-Западного таможенного управления ФТС начиная с 2001 года.
Минфин и Банк России начали работу над группой поправок к законам, позволяющих внутри государственной системы валютного контроля и надзора эффективно сопоставлять данные об экспортно-импортных операциях и об их оплате, в апреле 2010 года, и к осени 2011 года Минфином были подготовлены проекты поправок к законам, призванных существенно ужесточить режим валютного контроля при частичной либерализации его для некрупных операций (см. «Ъ» от 22 ноября 2010 года). Тогда предполагалось, что система, предусматривающая взаимный обмен банков—агентов валютного контроля, ЦБ, Росфинмониторинга, ФТС, ФНС электронными документами о паспортах внешнеторговых сделок, описывающих экспортно-импортные контракты, и проведенными в оплату этих контрактов платежами, начнет вводиться в действие с лета 2011 года. Но лишь 1 июня Белый дом смог внести согласованный первый пакет поправок к законодательству, непосредственно описывающих принципы работы новой системы валютного контроля (ранее в Госдуму внесены технические законопроекты, открывающие ФНС и банкам-агентам возможность онлайн-обмена информацией о контрактах, ранее относившейся к банковской тайне).
Обсуждение изменений в закон N 173 велось в правительстве крайне закрыто, ни Минфин, ни ЦБ нововведения практически не комментировали. Итоги обсуждения, впрочем, достаточно очевидны. Как следует из законопроекта, в случае если он будет принят Госдумой в ближайшие месяцы, вступит в силу не ранее первого квартала 2012 года — предусматривается 180-дневная отсрочка от вступления его положений в силу после подписания закона президентом. Кроме того, наиболее эффективная норма поправок — обязанность ФТС передавать банкам-агентам валютного контроля в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на экспорт и импорт товаров — вступит в силу, согласно тексту законопроекта, с 1 января 2013 года; без нее система информационного обмена между ЦБ, ФНС и банками-агентами будет гораздо менее эффективной. Можно констатировать, что продолжающийся предвыборный отток капиталов из РФ, о котором «Ъ» неоднократно писал, Белый дом останавливать быстрым созданием системы контроля не решился.
Само по себе содержание поправок к закону N 173-ФЗ в сравнении с ранее обсуждавшимися версиями законопроектов, публиковавшимися Минфином, относительно мягкое. Проект налагает на участвующих в экспортно-импортных сделках резидентов РФ обязательство указывать ожидаемые контрактные сроки возврата валютной выручки и максимальные сроки исполнения нерезидентами своих обязательств. Устанавливаются общие требования к паспорту внешнеторговой сделки, права ЦБ на регулирование отчетности, расширяются полномочия агентов.
Наиболее жесткие идеи Минфина и ЦБ, в том числе поправки к Уголовному кодексу и закрытие лазеек, связанных с переоформлением паспортов внешнеторговых сделок, в проект не вошли. Впрочем, не вошли в него и предложения Минфина, способные существенно ограничить масштабы «серого» импорта и заодно создать массовые проблемы легальным импортерам (см. «Ъ» от 15 декабря 2010 года),— речь идет об обязательстве для участников ВЭД указывать не только в паспортах сделок, но и в контрактах предельные сроки возврата валютной выручки, против чего резко возражали юристы как против явного нарушения зафиксированных в Гражданском кодексе норм свободы договора.
По данным «Ъ», убедило правительство в невозможности относительно быстрого решения проблемы руководство ФТС. Тем не менее, несмотря на то что из данных официальной отчетности ФТС не следует — в отличие от данных платежного баланса РФ, составляемого ЦБ,— существование в России масштабного «теневого» импорта товаров, в опубликованном в пятницу, 3 июня, годовом отчете ФТС об исполнении функций госконтроля за 2010 год есть сведения, демонстрирующие масштаб происходящего. Так, в отчете упоминается, что в прошлом году таможенными органами возбуждено и передано в Росфиннадзор, ст. 15.25 КоАП РФ уполномоченный налагать штрафы за нарушение правил валютного контроля, 12,4 тыс. дел об административных правонарушениях. Общая сумма нарушений, выявленных таможней, составляет 220 млрд руб., или $8 млрд. Из этого следует, что ФТС выписывает штрафы никак не менее, чем на 15-20% операций, связанных с «серым» импортом. При этом, согласно документу, в 2010 году, затратив на содержание более 44 тыс. чиновников-контролеров около 39 млрд руб., ФТС наложила штрафы (с учетом прошлых лет) на участников ВЭД по итогам проверок на 3,5 млрд и взыскала — на 1,4 млрд руб.
«Коммерсантъ»