Согласно «дорожной карте», утвержденной распоряжением правительства РФ N 1125-р 29 июня, до 1 января будущего года Государственная дума должна принять законопроект, запрещающий заниматься околотаможенной коммерческой деятельностью аффилированным с ФТС предприятиям. Такое предприятие в РФ одно — это ФГУП «Ростэк». Законопроект уже поступил в Государственную думу и на днях будет рассматриваться на заседании комитета по бюджету и налогам. По сведениям источников «Ъ», близких к одному из членов комитета, представители ФТС фактически саботируют рассмотрение законопроекта, стремясь максимально оттянуть дату согласования. «Они говорят, что в случае принятия закона бизнес лишится такого инструмента обеспечения уплаты таможенных платежей, как поручительство», — говорит источник «Ъ». Дело в том что в соответствии с ч. 1 пункта 4 ст. 146 ФЗ поручительство (как альтернатива другим мерам обеспечения уплаты таможенных платежей, а именно: резервированию денег на депозите таможни и банковской гарантии) может применяться, «если лицо, имеющее намерение стать поручителем, соответствует критериям, определяемым правительством Российской Федерации». На сегодняшний день таким лицом в РФ является только «Ростэк» — ФТС так и не предоставила в правительство перечня критериев, по которому можно было бы отобрать поручителей. В прошлом году эта ситуация уже привлекала внимание Федеральной антимонопольной службы, которая констатировала, что ФТС создала «Ростэку» условия для монополизации околотаможенного бизнеса. По сведениям источников «Ъ» в Государственной думе, представители ФТС сейчас шантажируют думцев тем, что законопроект об ограничении действий «Ростэка» может оставить бизнес без института поручительства.
Параллельно ФТС на местах предпринимает усилия, чтобы сохранить за «Ростэком» клиентскую базу. Так, в Петербурге, где «Ростэк» в лице своей «дочки» ЗАО «Ростэк Северо-Запад» в последние два-два с половиной года вел агрессивную политику по захвату рынка терминальных и брокерских услуг (директор «Ростэк Северо-Запад» Артур Шайнуров — близкий друг и соотечественник начальника СЗТУ Назипа Галикеева: они оба родом из Уфы), на арендованном «Ростэком» терминале собираются разместить сразу два поста: Акцизный пост и Центр электронного декларирования (ЦЭД). Приказ о переводе Акцизного поста пока не подписан, а решение об организации ЦЭД уже принято: 17 июля 2012 года врио главы ФТС Владимир Малинин подписал приказ ФТС N 1441 «О создании Санкт-Петербургского таможенного поста (центра электронного декларирования) Санкт-Петербургской таможни», который, согласно приказу, начнет свою деятельность 18 октября на площадке ЗАО «Ростэк Северо-Запад» в поселке Шушары.
Как рассказал «Ъ» один из бывших сотрудников «Ростэк Северо-Запад», площадка в Шушарах находится в собственности некоего Ахмета Ахметова — который несколько лет назад построил там грузовой терминал «Руслан». До недавних пор «Руслан» представлял собой «отстойник» для фур с арбузами и овощами, следующими в Петербург. В 2010 году часть грузового терминала была арендована на пять лет ООО «Регата», с которым «Ростэк Северо-Запад» заключил субарендный договор. На эту площадку в декабре 2010 года, буквально за несколько дней до вступления в силу ФЗ «О таможенном регулировании», ФТС перевела таможенный пост «Южный» Санкт-Петербургской таможни (ранее он находился на расположенном по соседству терминале «Совавто», который был гораздо лучше приспособлен к обработке большого количества грузов). Это решение ФТС вызвало большой скандал, ФАС даже внесла федеральной службе представление о незаконности ее действий.
По словам экс-менеджера «Ростэка», «Регату» вполне можно считать аффилированной с руководством «Ростэк Северо-Запад»: в период обустройства терминала «Ростэк Северо-Запад» вкладывал значительную часть средств (в том числе доход от обслуживания проекта Nord Stream) в обустройство территории. Впоследствии «Ростэк» не только платил «Регате» субаренду, но и делился иными доходами: «Регата» выставляла «Ростэку» для возмещения все счета за погрузочно-разгрузочные работы — так что «дочке» ФГУПа оставались, по сути, только терминальный сбор и оплата хранения.
Президент Северо-Западной ассоциации транспортно-логистических комплексов Андрей Белоногов называет решение ФТС о размещении ЦЭД на терминале «Руслан» и планы по перемещению туда же Акцизного поста не иначе как «попыткой руководства СЗТУ сохранить кормушку»: «Центр электронного декларирования предназначен для всех участников ВЭД — тем более что к 2014 году все декларации в Таможенном союзе должны будут подаваться в электронной форме, а в Петербурге нынешний ЦЭД — единственный. Соответственно, терминал, на котором он расположен, получит ничем не обоснованное конкурентное преимущество плюс большая вероятность всевозможных коррупционных схем (на большинстве постов ФТС, по сведениям участников рынка, существует неформальная «такса», которую необходимо заплатить сотруднику терминала за то, чтобы таможенники приняли к рассмотрению твою ГТД и присвоили ей номер: так, например, на упоминавшемся уже Северо-Западном акцизном посту за оформление одного автомобиля берут с юрлица 3700 рублей, а с физлица — 2600. —»Ъ»). Что, кстати, прямо нарушает слова президента страны о том, что бизнес не должен «сливаться в экстазе» с таможней. На наш взгляд, ЦЭД должен находиться не на коммерческой, а тем более арендованной площадке, а в собственном производственном здании таможни. Тем более что у СЗТУ в собственности масса объектов недвижимости: ну хотя бы здание Таможенной академии на Софийской, где из 23 тыс. кв. м большая часть площадей либо пустует, либо сдается в аренду, или здание на Двинской, 18, которое находится на балансе Балтийской таможни».
Как пояснили «Ъ» в СЗТУ, у ведомства были свои резоны при выборе площадки для размещения ЦЭД: «Задачей ЦЭД является совершение таможенных операций в электронной форме с использованием технологии удаленного выпуска товаров. Технология работает следующим образом: при удаленном выпуске декларация на товары подается во внутренний таможенный орган (ЦЭД на территории страны), а фактический контроль осуществляется на приграничной таможне, груз выпускается в свободное обращение уже на границе. Технология работы ЦЭД предполагает минимизацию физического контакта таможни и с грузом, и с грузовладельцем. Расположение ЦЭД определяется соображениями целесообразности и удобства для участников ВЭД, так как потребность в уточнении, консультации, предоставлении дополнительных документов не исключена, особенно на начальном этапе работы по относительно новой технологии. Поэтому ФТС сотрудничает в этом направлении с крупными участниками ВЭД — не только с «Ростэком». Расположение Санкт-Петербургского таможенного поста — ЦЭД — в Шушарах оправдано следующими факторами: Шушары — логистический центр Петербурга, что обусловлено близостью к порту, основным транспортным магистралям. Помимо терминала «Московский», оператором которого является ЗАО «Ростэк Северо-Запад», здесь работают «Логистика-Терминал» компании НКК, «Евросиб-Терминал-Шушары» и другие. На промышленной площадке, расположенной в Шушарах, действуют автосборочные заводы, завод компании Foxconn. Немецкий концерн MAN подписал соглашение о размещении здесь своего автозавода по производству грузовиков. Весной 2011 года произведен запуск завода по производству телевизоров и плазменных панелей китайской компании AOC International. Кроме того, таможенный терминал «Московский» ЗАО «Ростэк Северо-Запад» является крупнейшим грузовым терминалом, расположенным в Шушарах. На его территории расположены не только службы «Ростэк», но и таможенный пост «Южный» Санкт-Петербургской таможни, отделы фитосанитарного и ветеринарного контроля Роспотребнадзора. На территории терминала располагается Центр размещения участников — своего рода бизнес-центр, в котором арендуют офисы около 35 компаний — профессиональных участников ВЭД. Размещение нового таможенного поста здесь удобно бизнесу. Хотя, конечно, угодить всем невозможно».
В самом ЗАО «Ростэк Северо-Запад» считают, что никакого конкурентного преимущества их компания не получит, поскольку «ЦЭД работает по технологии удаленного выпуска. Терминальная составляющая в этом сценарии отсутствует: груз не приезжает на терминал, а проходит таможенный контроль на приграничной таможне. Таким образом, таможенный терминал ЗАО «Ростэк Северо-Запад» не получает никакого конкурентного преимущества. Решение об открытии новых постов принимает таможенный орган, а мы его исполняем».
КоммерсантЪ