Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ, возглавляемая Игорем Артемьевым, проверит законность деятельности Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ по переносу таможенных постов из городов на границу России. Итоги проверки огласят в конце декабря, говорит заместитель начальника управления контроля органов власти ФАС Андрей Кузнецов, но уже сейчас ФАС направила письмо в правительство РФ с просьбой разработать четкий порядок ликвидации таможенных постов с учетом интересов предпринимателей. Не исключено, что до появления этого нормативного акта процесс ликвидации будет приостановлен.
Комментировать действия антимонопольной службы в ФТС отказались. Поводом начать проверку для ФАС послужили многочисленные жалобы собственников транспортно-логистических комплексов (ТЛК). Строительство ТЛК обходится в сумму не менее $50 млн. Важным конкурентным преимуществом, способствующим привлечению клиентов и окупаемости объектов, является наличие пунктов таможенного оформления.
Однако в 2008 году правительство РФ утвердило предложенную ФТС концепцию по переносу таможенных постов из городов на границу РФ, чтобы разгрузить дорожную сеть мегаполисов. Это спровоцировало передел рынка в пользу госпредприятий.
Осенью 2010 года в рамках таможенной реформы закрылся пост в Шушарах на терминале «Южный», принадлежащем ОАО «Совавто».
Вместо него в 250 м открылся новый пункт таможенного оформления на одноименном терминале, но принадлежащем ФГУП «Ростэк». В следующем месяце после закрытия поста терминал «Совавто» не обслужил ни один автомобиль, хотя ранее через него проходило 6-7 тыс. автофургонов в месяц.
Представитель компании «Стерх» (владелец одного из закрывшихся ТЛК) Игорь Щипцов отмечает, что до начала таможенной реформы «Ростэк» контролировал 25-30% рынка складов временного хранения, а за 2 года его доля увеличилась до 40%.
«Все плохое, что можно было сделать для региона, ФТС уже сделала. Закрытые терминалы заново не откроют. Пересмотр концепции ничего не изменит», — полагает Вячеслав Лазарян, генеральный директор ОАО «Совавто».
Вице-президент Северо-Западной ассоциации транспортно–логистических комплексов Константин Крутцов уверен, что скоро проблем у логистов прибавится. «В декабре ФТС планирует пересмотреть компетенцию таможенных постов по оформлению различных видов товаров. А запрет на оформление большинства грузов всегда приводит к ограничению работы терминала и даже его закрытию», — пояснил он.
«Деловой Петербург»