В четверг глава государства встретился с главой Федеральной таможенной службы Андреем Бельяниновым. На доклад президенту руководитель российской таможни попросился сам еще во вторник в ходе заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, на которой обсуждались препятствия, мешающие улучшению инвестиционного климата в стране, и прозвучало немало критических замечаний в адрес методов работы ФТС. Тогда Бельянинов взял несколько дней на то, чтобы изучить материалы и потом доложить президенту.
Отчитываясь перед президентом, глава ФТС все же был вынужден признать, что отчасти упреки в забюрократизированности службы справедливы. Впрочем, долю негатива в этом должны взять на себя другие ведомства. «У нас очень много смежников, у которых электронный документооборот не отлажен», — отметил Бельянинов. В то же время с 2009 года доля участников внешнеэкономической деятельности, использующих электронное декларирование, выросла с 9 до 81 процента. Сама таможня готова ввести у себя такой документооборот, заверил ее руководитель. «Только толку не будет, если другие ведомства будут сохранять использование бумажных носителей», — заметил глава государства.
«ФТС здесь ни при чем», — согласился президент, предложив подумать, как простимулировать другие ведомства. Лучшим стимулом, как оказалось, будет жесткое президентское поручение.
— Они должны понимать, что от этого разгильдяйства, от того, что они не способны выработать единый с вами протокол, страдают интересы всех, — заявил Дмитрий Медведев.
Президент также отметил общий прогресс в работе отечественной таможни. «Есть недостатки, но это не значит, что ничего не меняется, — считает глава государства. — Главное, чтобы эти изменения шли быстрее».
Косвенно успехи таможни отражаются на собираемости пошлин. «По итогам внешнеторговой деятельности в 2011 году товарооборот превысил значения предкризисного периода и по импорту, и по экспорту. Будет превышен докризисный уровень и по собираемости», — отметил Бельянинов. Максимальный докризисный уровень составил 4,7 триллиона рублей, а сейчас этот показатель составит более 6 триллионов. Существовали опасения за собираемость пошлин после вступления страны в Таможенный союз, но они пока не оправдались. «Ощутимых потерь нет, только рост», — заявил глава ФТС.
Российская газета