Федеральная таможенная служба (ФТС) намерена продолжать передел рынка околотаможенных услуг под предлогом реализации концепции по переносу таможенного оформления на границу. Вчера один из авторов концепции, начальник аналитического управления ФТС Владимир Ивин на выездном заседании экспертного совета по таможенному регулированию сообщил о планах ведомства по дальнейшему сокращению внутренних таможенных постов с целью перевести товаропоток на существующие и строящиеся ТЛТ. Возражения участников внешнеэкономической деятельности о том, что прежде, чем закрывать посты, нужно создать новые места доставки, представитель ФТС проигнорировал. Выступление кончилось скандалом: несколько участников ВЭД решили подать в суд на таможню и господина Ивина в частности, а другие и вовсе предложили обратиться в Минэкономики и Генпрокуратуру с просьбой оценить действия ФТС как одного из главных драйверов инфляции в стране.
Владимир Ивин, один из творцов концепции переноса таможенного оформления на границу (получивший за нее генеральские погоны), выступал в числе прочих спикеров на проходившем вчера в СПбГУ выездном заседании экспертного совета подкомитета по таможенному регулированию Госдумы. По словам таможенника Ивина, в прошлом году ФТС планировала завершить перевод на границу таможенного оформления импортных грузов, ввозимых автотранспортом (на очереди — грузы ввозимые по железной дороге). Однако планы ФТС, как выяснилось, сорвали козни чиновников Минэкономики и Минфина. О том, что необходимой инфраструктуры возле границ попросту не существует (в бюджете нет денег на строительство транспортно-логистических терминалов (ТЛТ), а бизнес после скандальных закрытий и перевода крупнейших постов Санкт-Петербургской таможни в апреле 2009 — декабре 2010 годов не доверяет ФТС) господин Ивин сказал как бы между делом, уточнив, что сегодня в России построены 17 ТЛТ из минимум 50 необходимых (только в районе Торфяновки их должно быть не менее трех). При этом, по словам господина Ивина, многие из уже построенных ТЛТ загружены всего на 40-60%, но ФТС намерено «решить эту проблему» по-пролетарски: перенаправив транспортные потоки из Москвы и Петербурга в Смоленск или Калининград.
Мало того, по словам главы аналитического управления ФТС, его ведомство намерено и дальше выводить таможенные посты с терминалов, в том числе и приграничных, которые, даже имея лицензию СВХ и оборудованную зону таможенного контроля, не соответствуют требованиям ТЛТ. При этом дать определение ТЛТ, назвав его существенные отличия от СВХ, господин Ивин вчера так и не смог, отослав участников экспертного совета к тексту указа президента, в котором такого определения также нет. По словам Владимира Ивина, в ближайшее время ФТС планирует закрыть еще 40 таможенных постов (часть из них — в связи с ликвидацией таможенной границы с Казахстаном). «Мы подготовили и направили на согласование в правительство РФ перечень товаров, оформление которых предполагается оставить в Москве и Санкт-Петербурге. Это в основном социально значимые товары, где-то процентов 40 от нынешнего товаропотока. Все остальное должно оформляться на границе», — заявил господин Ивин. Слабым утешением для участников ВЭД можно считать обещание ФТС строить в крупных городах центры электронного декларирования, притом что сама таможенная очистка все равно будет происходить на границе.
Выступление Владимира Ивина и ряда его коллег, представителей высшего руководящего звена ФТС, вызвало настоящий скандал среди участников экспертного совета, представлявших бизнес-сообщество. Так, вице-президент Северо-Западной ассоциации транспортно-логистических комплексов Константин Крутцов наглядно продемонстрировал плоды реализации концепции переноса таможенного оформления на границу в Северо-Западном округе, где одномоментное закрытие двух крупнейших постов Санкт-Петербургской таможни, Пискаревского и Выборгского весной 2009 года (в условиях отсутствия соответствующей инфраструктуры на границе, притом что накопители закрытых терминалов вмещали в 10 раз больше фур, чем площадки существующих ТЛТ) вызвало транспортный коллапс, остановку предприятий, многомиллионные убытки участников ВЭД, в том числе автопроизводителей, а также рост цен на потребительские товары. Отметил господин Крутцов и странную любовь представителей регионального управления ФТС к ФГУП «Ростэк», которое строит (или владеет) 7 из 19 ТЛТ, запланированных в регионе деятельности СЗТУ.
Исполнительный директор петербургского отделения Американской торгово-промышленной палаты Мария Чернобровкина призвала наложить мораторий на реализацию концепции до тех пор, пока не будет создана соответствующая инфраструктура на границе. Господин Ивин пытался оправдаться, уверяя, что Пискаревский и Выборгский посты были закрыты не в связи с концепцией, а из-за якобы обнаруженного там криминала. В ответ руководители обоих терминалов, на которых размещались закрытые посты, Владимир Пятаков и Сергей Скорик, пообещали подать на господина Ивина в суд. Вопрос же о переводе без каких либо оснований таможенного поста «Южный» Санкт-Петербургской таможни с терминала «Совавто» на значительно меньший по площади терминал «Ростэк» в ноябре 2010 года (как уже сообщал «Ъ», руководство терминала уведомили о переводе поста непосредственно в день переезда) господин Ивин и вовсе «заболтал», сообщив что «ФТС просто воспользовалась своим правом».
В кулуарах экспертного совета участники внешнеэкономической деятельности говорили о «неадекватности» руководства ФТС, намерении обратиться в Минэкономики, ФАС и Генпрокуратуру с просьбой оценить роль регулятора в качестве одного из главных драйверов инфляции в стране, а равно о необходимости серьезной реформы ФТС. Впрочем, господин Ивин и его спутники из ФТС этих претензий уже не слышали — они покинули заседание экспертного совета после перерыва.
Андрей Цыганов