Время работы
пн - пт 9.00 - 18.00

Москва, ул. Осенняя, д.23, офис 56, пом.1

Таможенный кодекс ТС нравится только России

Вскоре после принятия Таможенного кодекса ТС стало ясно, что работать по нему очень сложно, и уже через год началась работа над внесением поправок и дополнений в документ. Однако с того времени уже прошло два года, а воз и ныне там. Сейчас Евразийская экономическая комиссия работу над поправками отдала таможенной службе России, что не устраивает две другие стороны.

На форуме деловых людей ЕЭП, который состоялся 31 мая в Минске, больше всего недовольства ситуацией с таможенным регулированием в ТС выразило бизнес-сообщество Казахстана. На пленарном заседании перед главами правительств трех стран эту проблему поднял Владимир Дворецкий, член президиума национальной экономической палаты Казахстана «Атамекен».

Недостатки таможенного кодекса.

Владимир Дворецкий отметил, что в процессе совершенствования Кодекса у российских специалистов даже не возникает вопрос об упрощении таможенного администрирования, несмотря на присоединение наших стран к Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. К тому же на единой таможенной территории до сих пор отсутствует электронная система таможенного декларирования и обращения через одно окно, отсутствует работающий институт уполномоченных экономических операторов.

В который раз бизнес-сообществу пришлось помянуть одиозный принцип резиденства. Он предполагает, что для того, чтобы растаможивать грузы , например, в Казахстане, необходимо быть резидентом Казахстана. Если ты россиянин – то поезжай растаможивать в Россию.

Таможенные органы продолжают регулярно использовать возможность произвольного одностороннего принятия решений по классификации товаров. По мнению представителей Казахстана, это коррупциогенная норма, которая порождает правовые риски.

Российские таможенники тормозят перестройку.

Предложения о внесении соответствующих изменений не раз вносились в Федеральную таможенную службу РФ. Однако, по словам Владимира Дворецкого, в качестве обязательных условий для внедрения таких изменений служба настаивает на предварительной унификации налогового, валютного, гражданского и другого законодательства наших стран, а также состава таможенных правонарушений и санкций за их нарушение в уголовном и административном законодательстве. «Такая унификация не влияет непосредственно на улучшение таможенного администрирования, — уверен член палаты Казахстана. – Кроме того, гражданское законодательство в целом унифицировано. И наконец, многолетний положительный опыт ЕС показывает, что для успешной интеграции систем таможенного администрирования не требуется столь обширная унификация».

Специалист выразил сомнения в разумности сроков назревшего реформирования. «К сожалению, Евразийская экономическа комиссия пока просто наблюдает за этим процессом и работа полностью была передоверена Федеральной таможенной службе. Мы, бизнес-сообщество, не располагаем никакой специальной информацией о намерениях ЕЭК создать соответствующую рабочую группу и о наличии совместного плана действий», — сказал Владимир Дворецкий.

Все предложения Казахстана отметаются.

Представитель Казахстана также выразил недовольство тем, что в Кодексе преобладают меры, параллельные с российским законодательством. Туда с самого начала не вошел ряд прогрессивных мер казахстанского законодательства. Например, институт оценки рисков при посттаможенном контроле, который существенно упрощает процедуры на границе.

Сегодня предложения казахстанской стороны продолжают игнорироваться. В качестве примера представители Национальной экономической палаты Казахстана сообщили, что в прошлом году они предложили 112 поправок в свой национальный налоговый кодекс, из них правительство приняло 35 поправок. «То есть 30% — этот показатель нас, в принципе, устраивает, — отметил представитель палаты. – Вместе с тем мы подавали примерно такое же количество поправок в наднациональный Таможенный кодекс – и практически ничего не было принято».

В целом Казахстанские предприниматели жалуются на слишком громоздкое законодательство в сфере таможенного администрирования, в котором тяжело ориентироваться. «У нас действует два таможенных кодекса – союзный и национальный, порядка 40 международных договоров и свыше 900 решений КТС и ЕЭК».

Беларусь тоже недовольна.

Белорусская сторона в отношении законодательства Таможенного союза высказала гораздо меньше претензий. Созвучные доводы приводил, например, председатель Конфедерации промышленников и предпринимателей Беларуси Анатолий Харлап.

Он обратил внимание, что в документе и в готовящихся поправках к нему не все пока соответствует стандартам и рекомендациям Киотской конвенции. В частности, не сократилось количество отсылочных норм на национальное законодательство и не предусмотрено упрощение процедур для добросовестных компаний.

Бизнес-сообщество Беларуси и Казахстана предлагает ЕЭК создать специальную комиссию из их представителей и российских коллег для внесения поправок в Таможенный кодекс.

 

Ежедневник (Беларусь)