При внимательном изучении структуры Реестра в декабре 2010 года становится очевидным, что начало 2011 года на самом деле связано с «восстановлением списка», то есть в первом квартале в Реестр были включены организации, которые по тем или иным причинам в него не попали в декабре. На мой взгляд, «непродление полномочий» у ряда компаний с наступлением 1 января 2011 года было, в первую очередь, связано с нерасторопностью собственных юристов, или сотрудников соответствующих подразделений ФТС России.
Второй фактор, влияющий на данный процесс, — значительная «перегретость» рынка банковских услуг по предоставлению банковских гарантий. При этом наблюдалось тринадцатикратное превышение объемов банковского предложения в виде суммарного лимита по Реестру банков ФТС России (156 млрд рублей) по отношению к спросу из 300 (12 млрд рублей) выданных таможенным представителям банковских гарантий.
Продолжая банковскую тему, следует заметить, что уже в начале прошлого года стало очевидным: аппетиты банков стали значительно умеренне. Если в посткризисное время, в период отмены ФТС России действия договоров поручительства, обслуживание банковской гарантии было под силу не многим, то сейчас банковская комиссия в размере 4-6% годовых (без залога или депозита) вполне приемлема. Сегодня по финансовой нагрузке она немногим превышает затраты, связанные с необходимым обеспечением по договору поручительства.
Итак, налицо количественное изменение в сторону увеличения в Реестре таможенных представителей. К сожалению, о качественной составляющей речь по-прежнему не идет. Весьма неубедительно по прежнему выглядит положение таможенных представителей на фоне давлеющей над ними необходимости внести обеспечение в размере 1 млн евро, что в рублевом эквиваленте сейчас колеблется в пределах 41,2 млн рублей, а также обязанностью нести солидарную ответственность по уплате таможенных платежей и вполне реальной возможностью расстаться с бизнесом из-за задолженности перед таможенными органами на сумму, немногим превышающую 250 тыс. рублей. Подобная нестыковка между размерами обеспечения, сложностью входа бизнес в сравнении с возможностью распроститься со всем в одночасье вызывает недоумение и естественное желание найти справедливое решение данного противоречия.
Возможность высказаться
Отстраненность бизнеса от участия в формировании таможенной политики в стране давно не дает покоя прогрессивным экономистам и лидерам бизнес-объединений. Во всем мире деловые круги активно лоббируют через специальные процедуры законы, уравнивающие чрезмерное регулирующее воздействие на них со стороны контролирующих органов государства. Наконец, Правительство России сделало первый шаг по пути развития статьи 53 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: четырем общероссийским объединениям (ТПП РФ, НП «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия» и РСПП) предоставлено право общественной экспертизы нормативных актов ФТС России.
При этом указ Президента РФ от 12.07.2011 № 929 «О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313», к сожалению, остался практически незамеченным. Этим документом внесены изменения в пункт 15:«направлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании предложения Министерства экономического развития Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти представление об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов или их отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности».
То есть, теперь Минэкономразвития вправе отменить или внести необходимые изменения в любые нормативные акты. Для этого профессиональному бизнесу важно правильно обосновать, что действия тех или иных ведомств затрудняют ведение предпринимательской деятельности. Таким образом, у бизнес-сообщества появилась возможность влиять на издаваемые ФТС России и другими контролирующими органами нормативные акты, содержащие нормы, сдерживающие развитие предпринимательства, с признаками избыточности контроля, а также коррупционноемкие.
«Таможенные новости»