В очередной раз таможенная служба поставила руководство страны в неловкое положение на саммите АТЭС во Владивостоке. Деловой консультативный совет при АТЭС привел некоторые сравнительные данные, которые должны бы привести в оторопь российских таможенных генералов: хуже них в мире не работает ни одна аналогичная служба.
Как вы думаете, сколько времени требуется на прохождение таможенного контроля груза и транспортного средства в Сингапуре? Для нас, привыкших ко всесилию чиновника, срок безумный – 1 день. А стоит это баснословно мало – 31 доллар США. Темь сравним эти цифры с рекордсменом – Россией: по данным Делового консультативного совета при АТЭС (которые, кстати, никто и не пытался оспаривать, подвергать сомнению), на прохождение таможенного контроля в России уходит 3-4 дня, а стоит оно – ни много ни мало — 500 долларов США (это – абсолютный рекорд среди стран АТЭС). Для того чтобы подготовить весь комплект транспортных документов для экспортной или импортной перевозки, в России необходимо потратить 25 (!!!) дней. А во все том же Сингапуре – всего один день…
Еще два сравнения рекордов и антирекордов. В большинстве стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) для того, чтобы оформить импортную операцию, необходимо всего три документа. А в России – тринадцать!
Точно так же просто оформляется у партнеров России и экспорт. Например, в Южной Корее и Канаде для этого требуется всего три документа. Зато в России их нужно целых восемь!
Формально Россия примкнула к Всемирной торговой организации. И сделала это совсем не для того, чтобы уничтожить собственную экономику. Удастся ли это? С такими надежными амбарными замками на границах все мировые достижения, к которым стремится страна, останутся там же, где и сегодня. А путь к развитию насквозь бюрократизированная таможенная служба выстелет телами российских бизнесменов, которых выкосят инсульты и инфаркты от нашего таможенного бдения…
Отдувался на саммите во Владивостоке за всех российских чиновников министр экономразвития Андрей Белоусов, который вынужден был признать: да, необходимость упрощения таможенных процедур для сохранения эффективного сотрудничества с партнерами по АТЭС очевидна.
Он пообещал, что к 2018 году по качеству таможенного администрирования, скорости оформления таможенных документов, по количеству таможенных документов и стоимости процедур Россия должна выйти на одно из лидирующих мест в мире.
Цену этим обещаниям хорошо знают российские автоперевозчики. Особенно те, кто минувшей зимой стоял по 3-4 суток на 25-градусном морозе на МАПП «Торфяновка». Сегодня очереди в Торфяновке рассосались, но вовсе не потому, что на МАПП наведен эффективный и оперативный контроль и прорезалось уважение к труду водителей магистральных тягачей. Эксперты рынка международных перевозок видят причину совсем в другом: многие грузовладельцы предписывают перевозчику маршруты, предусматривающие таможенное оформление в Беларуси и Казахстане: по их мнению, там значительно меньше бюрократических проволочек и личностных придирок…
transler.ru