Сейчас уже можно дать предварительную оценку произошедшим в последнее время событиям. На данный момент руководством наших стран уже взят курс на переход от ТС к Единому экономическому пространству (ЕЭП).
В этой связи вполне уместно задаться вопросом: с чем мы идем к нему? Напомню, что в конце прошлого года мы все возлагали большие надежды на принятие Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». На взгляд ряда экспертов, до его вступления в силу имевшиеся в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) отсылочные нормы на национальное законодательство оставляли некоторые авансы.
При этом многие из имевшихся на то время проблем правоприменения союзного законодательства мы связывали с отсутствием урегулированности ситуации на национальном уровне. Прошло уже почти полгода, как новый закон действует, а существовавшие на тот период проблемы остались не разрешенными до сих пор. Напомню, что в свое время некоторые специалисты говорили о необходимости для таможенных представителей работать, руководствуясь действовавшим тогда законодательством, приспосабливаясь к складывающейся ситуации по мере внесения изменений в правовую базу.
Сегодня есть смысл проанализировать то, с чем же сейчас сталкиваются компании, оказывающие услуги в сфере таможенного дела. В первую очередь это, конечно, отсутствие необходимых подзаконных актов, наличие которых прямо предусмотрено законодательством. По этой причине таможенным представителям и другим участникам таможенных правоотношений приходится постоянно сталкиваться со значительными ограничениями в реализации своих прав, предусмотренных законом.
В теории права известно такое понятие, как «ограничение в реализации прав». Обычно оно направлено на защиту общественных отношений, выполняет охранительную функцию, предполагает снижение негативной активности лиц, в отношении которых оно предпринято. По всей видимости, деятельность таможенных представителей расценивается законодателем как негативная активность, от которой надо защищать общественные отношения, поскольку его (законодателя) бездействие эту активность существенно снижает. Так, статьей 53 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (далее — Закон) предусмотрено обязательное привлечение некоммерческих организаций, которые объединяют лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, к участию в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела, а также консультации ФТС России при разработке проектов нормативных правовых актов с общероссийскими некоммерческими организациями. Однако до сих пор порядок такого взаимодействия и проведения консультаций не утвержден, что существенно умаляет права таможенных представителей как на непосредственное участие в реализации государственной политики через свои профессиональные объединения, так и на участие в проведении консультаций через общероссийские некоммерческие организации, определенные распоряжением Правительства РФ от 06.04.2011 № 579-р.
Конечно, мы не опускаем руки. Стараемся со всех известных площадок (ТПП РФ, «ОПОРА России», Экспертный совет по таможенному регулированию при Комитете по бюджету и налогам Федерального собрания Российской Федерации) комментировать происходящее, проводим экспертизу выпускаемых ФТС России и другими ведомствами документов, собираем мнение бизнеса. Из-за отсутствия прозрачного порядка работы ФТС России с поступающей от бизнеса информацией совершенно не понятно, куда же затем деваются наши обращения. В этих условиях, когда нет четких правил проведения экспертиз и консультаций, наши предложения остаются невостребованными.
В то же время до сих пор отсутствуют критерии, предъявляемые к лицу, имеющему намерение стать поручителем, которые, согласно статье 146 Закона, определяются Правительством РФ. Это означает, что для российских таможенных представителей, по умолчанию, существуют ограничения в реализации прав выбора любого из способов обеспечения уплаты таможенных платежей, предусмотренных пунктом 2 статьи 86 ТК ТС. На наш взгляд, установленные сейчас размеры финансового обременения при получении и обслуживании банковских гарантий в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении деятельности в качестве таможенного представителя из-за отсутствия возможности выбора альтернативных способов обеспечения практически «вымывает» с рынка услуг в сфере таможенного дела предприятия малого и среднего бизнеса.
С другой стороны, Беларусь максимально отсрочила для своих представителей вступление в силу нормы по представлению обеспечения, а Казахстан расширил список возможных способов обеспечения уплаты таможенных платежей введением страхового договора. Давайте вспомним, как на совещании по вопросам инвестиционного климата в нашей стране в августе 2010 года Дмитрий Медведев отметил, что Таможенный союз призван в том числе и улучшить условия для предпринимательской деятельности в России. Он тогда сказал, что «создание инструментов, межгосударственных механизмов не является самоцелью. Это лишь средства. В конечном счете они должны формировать благоприятные условия для ведения бизнеса». Тем не менее условия деятельности российских таможенных представителей совсем не такие привлекательные по сравнению с теми, в каких работают наши коллеги из государств — участников ТС.
В этих условиях дальнейшая интеграция в ЕЭП вызывает тревогу относительно развития негативных тенденций, связанных с возможным перемещением деятельности значительного числа внешнеторговых компаний и предприятий, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в государства с наиболее благоприятными условиями для бизнеса, например в Казахстан.
Далее — статьей 177 Закона предусмотрено право для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, представлять отчетность в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи. На сегодня она есть практически у каждого таможенного представителя, а вот самого механизма представления отчетности в электронном виде нет. Это значит, что ни на одном портале нет такого окошечка, где была бы кнопка типа «прикрепить отчет и отправить в ФТС России». Недавно заместитель директора Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС России Владимир Скиба по этому поводу пояснил, что технические возможности приема отчетности есть, нет лишь разработанной и согласованной между структурными подразделениями технологии получения такой отчетности. Поэтому до сих пор ежеквартально таможенные представители со всей России заваливают ФТС России своими бумагами, вынуждая создавать новые архивные площади, обеспечивая почте дополнительный фронт работ. Все потому, что структурным подразделениям службы никак не удается согласовать кнопку «отправить отчет». А мы уже интегрируемся дальше и дальше.
До сих пор не вступил в силу порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на временное хранение. При этом предусмотренные ТК ТС основы такого порядка существенно отличаются от ранее действовавших в Российской Федерации. Отсутствует Административный регламент включения в реестр уполномоченных экономических операторов. Перечень недостающих документов можно продолжать бесконечно. Считаем весьма негативным с точки зрения инвестиционной привлекательности отсутствие утвержденного Правительством РФ порядка создания и ликвидации таможенных органов, что, при наличии у ФТС России компетенции по определению их местонахождения, зачастую оборачивается в регионах неожиданными дестабилизирующими ситуацию результатами.
С другой стороны, постоянно поступающая лавина различного рода подзаконных актов тем или иным образом вызывает вопросы их корреспондирования как таможенному законодательству Таможенного союза, так и друг другу, что ставит под сомнение их практическую полезность. Например, из-за обилия нормативных актов, регулирующих внесение изменений в декларацию на товары, до сих пор непонятно, каким образом можно внести изменения до выпуска, если декларирование идет обычным порядком.
Распределенная приказом ФТС России от 21.03.2011 № 597 компетенция между региональными управлениями по принятию предварительных решений по классификации по каким-то причинам не доверила Южному и Северо-Западному таможенным управлениям классификацию групп 72 и 73 («черные металлы и изделия из них»). В то же время приказ ФТС России от 04.05.2011 № 930 не только создал коллапс в работе стивидорных компаний, но и смешал понятия представления товаров в месте прибытия, фактической выгрузки, помещения на временное хранение и так далее.
К сожалению, сейчас к новым условиям приходится приспосабливаться не только таможенным представителям, но и сотрудникам таможенных органов. Нынешнее развитие национального таможенного регулирования не обеспечивает стабильности, предсказуемости, не дает участникам правоотношений предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения. Из-за отсутствия у российского бизнеса доверия к действиям, предпринимаемым государством для интеграции нашей страны в Таможенный союз, все планы по предполагаемому переходу к Единому экономическому пространству вызывают у отечественных деловых кругов обоснованную тревогу и обеспокоенность за свое будущее. В этой ситуации вполне объективно возникает уверенность, что торопиться не надо. Как известно, время — лучший судья.
Анастасия ЧУРСИНА, эксперт по правовым вопросам РАТБ «Северо-Запад» (Гильдии профессиональных участников ВЭД),
«Таможенные новости»