Как рассказал «РБГ» начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Петр Баклаков, контрафактные товары беспрепятственно попадают на территорию нашей страны в виде международных почтовых отправлений либо экспресс-почтой.
— Если вы зайдете в Интернет, то найдете множество предложений о продаже часов, телефонов, одежды, обуви, игрушек и так далее. Причем многие граждане даже не догадываются, что покупают подделки. В то же время таможенные органы не имеют права приостанавливать почтовые отправления, адресованные физическим лицам. Тем временем далеко не всегда эти посылки предназначаются для личного пользования, зачастую это коммерческие партии для продажи.
Заместитель председателя оргкомитета первого международного форума «Антиконтрафакт-2012» Асламбек Аслаханов добавил, что без заявления правообладателя правоохранительные органы мало что могут сделать. А иногда правообладатель, вместо того, чтобы уничтожить изъятую контрафактную продукцию, забирает ее в качестве компенсации.
Тем временем, как подсчитали в Высшей школе экономики, владельцы товарных знаков на товары народного потребления ежегодно теряют от 5 до 10% прибыли. Аналогичные потери из-за теневого оборота несет и бюджет страны.
Вал контрафакта в нашу страну не снижается. Только за первую половину 2012 года таможенники выявили 9,9 млн единиц контрафактной продукции. Для сравнения, за весь прошлый год эта цифра составила около 9,3 млн единиц. Однако противостоять распространителям контрафакта в одиночку таможенные органы не в силах, причем в первую очередь в этом должны быть заинтересованы сами правообладатели. В нашей стране существует таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, попасть в который правообладатель может на основании заявления. Правда, сейчас в нем числится только около 2,5 тыс. объектов. Активнее всего в этом направлении работают представители автопрома. Так, практически все автопроизводители ПФО включили свои товарные знаки в реестр.
— Правоприменительная и судебная практика доказала, что оптимальной является ситуация, когда правообладатель регистрирует товарные знаки в таможенном реестре, берет на себя риски, связанные с возмещением импортеру вреда, которые могут возникнуть с приостановлением выпуска товаров, предоставляет финансовые гарантии, — отметил Баклаков. — Это диктует и ответственное поведение правообладателя и заинтересованность в конечном результате, оперативность его работы.
Асламбек Аслаханов считает, что, если не будет спроса на контрафакт, не будет и предложения.
— Наше население использует огромное количество подделок, которые наносят вред здоровью. У нас даже катастрофы в воздухе — это подчас результат использования поддельных запчастей. Нас просто захлестнула волна подделок. И если мама покупает своему ребенку игрушечный телефон, где написано «Нокиа», она поощряет производителей контрафакта.
Более того, отметил Аслаханов, наше законодательство слишком мягкое по отношению к тем, кто подделывает и распространяет контрафактную продукцию, в то время как в ряде зарубежных стран просто дикие штрафы и можно легко лишиться всего бизнеса.
О том, что происходит у нас, говорит один яркий пример: только в нашей стране есть магазины, которые предлагают для продажи «таможенный конфискат». Никакого отношения к такому товару таможня не имеет, а использование слова «таможенный» — наглая уловка со стороны тех, кто торгует контрафактом. Более того, такие торговцы не только дезинформируют граждан, но и намеренно «подсаживают» их на подделки, рекламируя, что покупать «конфискат» выгоднее, чем товар, ввезенный в РФ по правилам.
«Российская Бизнес-газета»