Прошло три года с момента введения Россией ответных мер на санкции ЕС, наносящих ощутимый ущерб итальянскому бизнесу малого и среднего звена. Действие запрета на поставки иностранной продукции, в частности, мяса, колбас, молочных продуктов, рыбы и морепродуктов, фруктов и овощей, пока продлено до конца 2018 г. Заметно сократились также объемы доставки из Италии одежды, обуви, сумок, текстиля.
По мнению Розарио Алессандрелло, президента Итало-российской торговой палаты, европейские компании, в особенности немецкие, не чувствуют вреда от российского эмбарго, чего нельзя сказать об итальянском бизнесе. Малые и средние компании Италии, производящие товары в РФ, уже два года вкладывают средства в локализацию для укрепления своих позиций на российском рынке благодаря полному либо частичному производству на российской территории, а не только через импорт.
Слабое присутствие компаний Италии (порядка 70) на рынке РФ заставляет страну ощущать уязвимость перед лицом российских запретов по сравнению с Германией, чьи компании в РФ представлены в большем количестве. Господин Алессандрелло указывает на то, что наибольшие потери понес агропродовольственный сектор: на сегодняшний день убытки Италии составляют от 11 до 12 млрд. евро экспорта в РФ и до 200 000 рабочих мест.
Италии нужны новые рынки, при этом российский рынок – ближайший и наиболее подходящий для итальянцев. Глава торговой палаты убежден, что ни южноамериканский, ни североамериканский рынок не смогут заменить Италии приоритетный рынок России, поэтому для исправления ситуации Европе необходим диалог с российским правительством.