В Беларуси часто говорят о выгодном положении страны между Европой и Азией и возможностях в этой связи зарабатывать на транспортных потоках между регионами. Со вступлением в Таможенный союз наш потенциал, по идее, должен еще увеличиться. Теперь есть возможность налаживать эффективную работу транспортных коридоров через территорию Казахстана, России и Беларуси, больше не разделенную границами.
Такие условия должны были бы притягивать все транзитные грузопотоки на нашу территорию. На деле же в 2013 году грузоперевозки в стране упали на 6,4%. На территории всего Таможенного союза они также сократились – на 1,7%.
Транзит идет мимо нас
Специалисты указывают, что транзитный потенциал Таможенного союза не используется полностью. Председатель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Николай Боровой приводит следующие данные Евразийского банка развития: из Азиатского региона в Европу идут действительно большие объемы транзита – более 140 миллионов тонн грузов. И совсем мизер – 4 миллиона из 140 – приходится на транзит через территории трех наших государств. В итоге миллиарды долларов прибыли от транзита, которые могли бы оседать в странах ТС, поглощаются морскими фрахтовыми компаниями других стран.
С одной стороны, морской транспорт имеет ряд неоспоримых преимуществ. В первую очередь это низкая стоимость доставки, а также сложившиеся связи с клиентами. Специалисты полагают, что в будущем морские транзитные перевозки будут превалировать. В таких условиях у сухопутных транзитных маршрутов есть лишь одно конкурентное преимущество – скорость доставки. Она в два-три раза выше, чем на морских трассах из Восточной Азии в Западную Европу.
Временное преимущество коридоров стран ТС по сравнению с обходными дорогами кажется заманчивым. Николай Боровой рассказал, что дорога по территории трех наших стран занимает 10 тысяч километров, а в обход – 20 тысяч. По времени транзит в обход займет 40 дней, а напрямую – 12–18 дней.
Транспортный коридор усеян камнями преткновения
Казалось бы, существенная часть чувствительного к фактору времени транзита должна катиться по дорогам наших стран. Однако поставщики предпочитают обходить Таможенный союз стороной.
Во-первых, отмечают специалисты, здесь играют роль физические барьеры – состояние автомобильных и железных дорог на многих участках оставляет желать лучшего. Дороги не соответствуют международным стандартам качества. Парк подвижного состава устарел физически и морально и не позволяет увеличивать скорость и объем перевозок. Не хватает мощностей погранпереходов и логистических центров.
Однако еще более существенными являются препятствия иного характера. Перевозчиков отпугивают необоснованные задержки при пересечении границ. В наших странах имеют место всевозможные сборы и дополнительные налоги со стороны контрольно-надзорных и местных органов, а также регулярный и произвольный контроль по определению веса груза.
Вот и получается, что такая неэффективная система таможенного и пограничного контроля существенно задерживает продвижение транспорта к пункту назначения.
Однако больше всего нареканий от грузоперевозчиков получает разрешительная система на транзит грузов на территории ТС. Причем белорусская сторона в этом вопросе придерживается наиболее прогрессивных взглядов и отстаивает необходимость либерализации транспортного рынка ЕЭП в ближайшие год-два. Однако противятся Казахстан и Россия – они готовы пойти на полную либерализацию не раньше 2020 года, учитывая интересы своих грузоперевозчиков.
Беларусь не оставляет стараний
Впрочем, Беларусь уже начала активную работу по развитию транспортных услуг на своей территории и приняла определенные меры по упрощению процедуры транзита. В частности, для ускорения перевозок и пересечения границ используется электронное предварительное информирование, а также действует система автоматической регистрации деклараций без участия сотрудника таможенных органов. Кроме того, планируется передать функции санитарного и фитокарантинного контроля грузов в компетенцию органов пограничной и таможенной служб. В нашей стране и далее будут развиваться транспортно-логистические центры – под них выделено более 50 площадок.
Тем не менее если в прошлом году изменения дали ощутимый результат и наблюдался рост транзита, то в этом году ситуация может оказаться иной. Есть официальные данные, например, по транзиту железнодорожным транспортом – он снизился на 5,2%. Правда, Беларусь увеличила на 14% экспорт услуг по перевозке грузов.
Ежедневник (Беларусь)