Время работы
пн - пт 9.00 - 18.00

Москва, ул. Осенняя, д.23, офис 56, пом.1

Белоруссия действует вне концепции Таможенного союза

На минувшей неделе правительство Белоруссии ввело запрет на вывоз некоторых продуктов питания, а также нефтепродуктов, что вызвало бурные протесты населения. Внутрибелорусский аспект этого решения активно обсуждался в СМИ. Но оказалось, что оно несет в себе и иное более масштабное измерение, пусть даже пока не вполне ощутимое на фоне уличных акций белорусских граждан. Дело в том, что в условиях Таможенного союза любая мера по изменению режима движения товаров является компетенцией не национального, а наднационального уровня. Ведь введенный Минском запрет юридически сразу стал запретом на вывоз конкретных товаров с территории Таможенного союза. Значит и вопрос должен был быть согласован в Комиссии Таможенного союза, после чего сам запрет вводится от имени Комиссии. Но этого, как все убедились, не произошло – решение было объявлено от имени правительства Белоруссии.

После этого любой независимый наблюдатель вправе задаться вопросом: а существует ли Таможенный союз в составе России, Казахстана и Белоруссии и как он работает? О том, что он создан и функционирует, неоднократно заявляли наши руководители. Более того, согласно принятым документам, с 1 января 2012 года наступает следующий более высокий этап региональной интеграции – Единое экономическое пространство (ЕЭП), когда к свободе движения товаров внутри ТС добавляются еще три свободы – движения услуг, капиталов и рабочей силы. Но на сегодняшний день не ладится даже с первой свободой – движением товаров. Спрашивается, можно ли за оставшиеся полгода так отстроить Таможенный союз, чтобы беспрепятственно задвигалось все остальное?

Из недавней истории нашей страны известно понятие «ударные темпы». Ударными темпами в войну переносились заводы с европейской части СССР в Сибирь, что было оправдано. Но подобными методами невозможно создать региональную интеграционную группировку. Европейский союз не создавался ударными темпами! Важнейший урок европейской интеграции это движение «шаг за шагом» (step by step). Он выстрадан временем и совершенными ошибками.

Один наш высокопоставленный чиновник, имеющий непосредственное отношение к Таможенному союзу, в интервью, данном как раз в дни упомянутых событий в Белоруссии, заявил, что «мы досконально изучили опыт ЕС и взяли его на вооружение». Возможно, где-то в недрах Комиссии Таможенного союза этот опыт действительно изучен, но то, что на высшем политическом уровне России, Казахстана и Белоруссии он «взят на вооружение», вызывает большие сомнения.

Самый успешный в мировой истории пример региональной интеграции – пример ЕС – убедительно показал, что этот процесс требует не одного десятилетия. Напомним, что для создания Таможенного союза в ЕС (1968г.) потребовалось 10 лет, после чего еще около 30 лет внутри ЕС сохранялся таможенный контроль, и только в середине 90-х годов прошлого века он был снят, после чего появился полноценный Общий рынок. При этом следует помнить, что в Западной Европе в интеграционном процессе участвовали государства с однотипной рыночной экономикой, развитой демократией и гражданским обществом, что и создало условия для устойчивого прогресса в евростроительстве. У нас аналогичных условий нет.

Надо признать, что российские лидеры в отдельные моменты давали вполне откровенные и трезвые оценки реальному положению дел в нашем Таможенном союзе. Так, российский премьер Владимир Путин в конце мая 2010 года, т.е. всего за месяц с небольшим до подписания ключевых документов по ТС в Астане, заявил, что вероятнее всего участниками Таможенного союза на данном этапе станут лишь два государства – России и Казахстан. Заметим, что это сказал именно Владимир Путин, который небезосновательно считается главным вдохновителем ускорения региональной интеграции в ЕврАзЭС. Как известно, тогда президент А.Лукашенко буквально в последний момент заявил о своем согласии подписать пакет документов в Астане.

За прошедший год формально интеграция в рамках Таможенного союза продвинулась, если судить по количеству принятых решений и подписанных бумаг. Но все ли участники ТС прониклись за это время дисциплиной этих решений? Судя по действием белорусского рукводства, вряд ли. Национальный императив в момент кризиса не оставил пространства для уважения обязательств по Таможенному союзу.

Инцидент с принятым Минском запретом на вывоз товаров с территории Таможенного союза должен побудить всех участников ТС вернуться к вопросу совершенствования работы наднациональных органов Союза. Возможно, именно с этим связан подготовленный указ президента РФ о назначении министра промышленности и торговли Виктора Христенко спецпредставителем по вопросам реформирования Комиссии Таможенного союза. Ожидается, что аналогичных спецпредставителей назначат также Казахстан и Белоруссия.

Полтора года назад после создания Комиссии Таможенного союза казалось, что сделан серьезный шаг в строительстве ТС. Сегодня стало очевидно, что впереди еще предстоит немалая работа для того, чтобы созданная Комиссия обрела реальную силу и авторитет, соизмеримые, к примеру, с возможностями Еврокомиссии.

«Politcom.ru»