Руководство ФТС в пятницу разъяснило, почему начиная с 14 августа фуры с привычными для автомобилистов знаками «TIR» не смогут пересечь российскую границу без дополнительных национальных гарантий. В соответствии с письмом ФТС от 4 июля N 01-11/28474 теперь вместо книжек МДП перевозчики должны будут предоставлять другие виды обеспечения таможенного транзита. Система МДП (или TIR — Transports International Routiers) работает на основе Таможенной конвенции ООН о международной перевозке грузов 1975 года. Книжки МДП гарантируют уплату таможенных платежей и позволяют перевозить грузы в опечатанных контейнерах, избегая проверок на границе. Книжки МПД по $100 (для одной партии товара) перевозчикам продает АСМАП — представитель Международного союза автомобильного транспорта в РФ.
Именно конфликтом с АСМАП объясняет отмену книжек замглавы таможенной службы Татьяна Голендеева: «Это тупик взаимоотношений с конкретной организацией. Речи о выходе РФ из Конвенции 1975 года не идет — на это у ФТС просто нет полномочий». ФТС упрекает АСМАП в том, что ассоциация не исполняет взятых на себя обязательств перед российским бюджетом — не вносит положенные платежи в случае недоставки товаров (когда судьба груза неизвестна, он похищен, утрачен и прочее). Накопленная с 1996 года задолженность из-за нарушений процедуры МДП, по подсчетам таможни, составляет 20 млрд руб. (8,9 млрд руб.— платежи, 11,2 млрд — пени). У АСМАП другая статистика. По данным гендиректора этой ассоциации Андрея Курушина, за 2004-2013 годы таможенные органы предъявили претензий по перевозкам на сумму 945 млн руб. Из них были оплачены претензии на 202 млн руб., остальные АСМАП признала необоснованными. По отклоненным претензиям ФТС обращалась в суды и практически все эти иски проиграла. Таким образом, АСМАП вовсе отрицает наличие задолженности.
ФТС на это отвечает, что АСМАП считает неправильно. «Они считают, что отмена судом дела об административном нарушении по недоставке отменяет и необходимость уплаты таможенных платежей. Но недоставка-то была, платежи не поступили!» — возмущается Татьяна Голендеева. По ее признанию, несмотря на то, что на значительную часть из 20 млрд руб. таможня утратила право взыскания, признать задолженность безнадежной и списать ее не дает Минфин. Именно поэтому таможня хочет иметь более надежное, с ее точки зрения, финансовое обеспечение. Это прежде всего банковская гарантия или поручительство. ФТС информирует о наличии у службы договоров о предоставлении поручительств с неким ООО «Адал» и страховой компанией «Арсеналъ». Выдает поручительства и действующее при таможенной службе ФГУП РОСТЭК (некоторые участники рынка убеждены, что именно этой структуре, занимающей в ряде регионов доминирующее положение на рынке таможенных услуг, отойдет часть «бизнеса» АСМАП).
ФТС обещает использовать административный ресурс с тем, чтобы новое обеспечение пошлин не стоило бизнесу дороже книжек МДП. РОСТЭК в пятницу уже сообщил о разработке тарифа на обеспечение доставки — всего 1,5 тыс. руб. для товарных партий с суммой таможенных платежей до 2,5 млн руб. на одну фуру. Ставка действительна лишь «в случае соответствия перевозки критериям риска поручателя». Впрочем, на деле обращавшиеся в региональные подразделения РОСТЭКа импортеры заявляют о гораздо более высоких ставках — 25-40 тыс. руб. за одно транспортное средство.
Перевозчики в своих письмах Дмитрию Медведеву и его замам Игорю Шувалову и Аркадию Дворковичу, а также в МИД, в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) предрекают «паралич международного автомобильного сообщения на границах РФ» уже начиная с 14 августа этого года и призывают власти отменить «одностороннее и незаконное» решение ФТС. Пока реакции на эти обращения нет. По словам Татьяны Голендеевой, никаких указаний сверху по изменению решения таможенной службе не поступало. Отметим, что в данном случае бизнесу не стоит надеться и на публичное обсуждение решения ФТС по процедуре оценки регулирующего воздействия (ОРВ). «ОРВ проводится перед изданием нормативно-правового акта, которым письмо от 4 июля не является»,— сказали «Ъ» в ФТС.
КоммерсантЪ