Действующий Таможенный Союз, не смотря на огромную работу, проделанную многими структурами, как законодательной, так и исполнительной властями трех стран, по-прежнему не имеет желанной свободы, которую ожидал бизнес. Сохранились ограничения на перемещение отдельных видов товаров. В их отношении не определены единые ставки пошлин. На ряд товаров, в странах участницах Таможенного Союза, не изменились защитные меры. Это приводит к созданию определенных условий, в которых происходит «нездоровая конкуренция». К примеру, пошлины для ввоза физическими лицами автомобилей в Белоруссии и Казахстане в шесть-восемь раз ниже, чем в нашей стране. Этим пользуются коммерческие организации, используя для растаможки подставных «физиков». Не смотря на то, что существует единое свободное пространство в рамках таможенных границ стран участниц Таможенного Союза, участник внешне-экономической деятельности может проводить таможенную очистку только на территории той страны, на которой он зарегистрирован.
Предприниматели находятся в изменчивой среде таможенного законодательства. Продолжают закрываться места таможенного оформления грузов, а на оставшихся таможенных постах увеличиваться очереди и ставки за услуги складов временного хранения. Это является сдерживающим фактором импорта товаров в Россию.
Исполнительные органы стран-участниц ТС по разному трактуют одну и туже норму. Например, в статье 211 Таможенного Кодекса говорится о сроке истечения обязанности по уплате платежей по истечение пяти лет с момента ввоза в отношении условно выпущенных товаров. Казахстан и Белоруссия решили, что пять лет считаются с даты первого выпуска товаров, Российская Федерация за то, чтобы исчислять с 01.06.10. Данная норма прямо связана с грузами, ввезенными в уставный капитал. Эти противоречия не позволяют считать созданный механизм полностью отлаженным.
Смотря на опыт зарубежных коллег, бизнес ждет работы института уполномоченного экономического оператора. Это позволит сократить издержки на таможенное оформление, ускорить процесс импортно-экспортных операций, даст возможность более точно прогнозировать грузовые потоки.
С первого апреля 2011 предполагалось ввести обязанность по предварительному информированию уполномоченного органа для учета статистки взаимной торговли между странами-участницами ТС. В соответствии с нормой участник внешне-экономической деятельности будет обязан до отправки груза уведомить о наименовании груза, цене и коде ТН ВЭД. Не сложно ввести данные о товаре и цене, но с подбором кода товарной номенклатуры у многих возникают сложности. Для этого необходимо прибегать к услугам декларантов или таможенного брокеров, а это дополнительные расходы. Норма отменена до 01.06.11. Какие изменения будут действовать с первого июня пока не ясно.