Довольно распространённое заблуждение – импортный алкоголь премиальнее отечественного. Ещё во времена Советского Союза, когда молдавские, армянские и грузинские вина были «отечественными», алкоголь из Европы считался премиальным. Что же сегодня происходит на рынке алкогольной продукции – потребитель продолжает думать, что импортный алкоголь вкуснее и качественнее нашего, или местные мануфактуры не справляются с объёмами, которые покрыли бы спрос?
Ввоз зарубежных вин, шампанского и крепкого алкоголя набирает темпы, особенно на фоне статистики последних трёх лет, когда произошёл резкий спад количества импортируемых товаров. Мировая статистика утверждает, что в России отнюдь не самый высокий уровень потребления спиртосодержащих напитков, а за неконтролируемый рост количества зарубежного спиртного ответственны не рядовые граждане, а положение страны в мировой экономики.
Не наша вина
После обеднения ассортимента по причине санкционных запретов, полки супермаркетов не оставались пустыми – на места импортной продукции были помещены товары местного производства или аналоги из стран ближнего зарубежья. В условиях жёсткого торгового прессинга, российское правительство постаралось сделать упор на поддержание отечественных производственных мощностей.
Что касается алкогольной продукции, политика государственного аппарата оказалась, мягко говоря, невразумительной. Наряду с поощрением частных предприятий и малого бизнеса, ужесточилась акцизная система – теперь производители алкоголя вынуждены регистрировать каждую выпущенную бутылку в отдельности. Это существенно замедлило эволюцию отрасли и открыло возможности для зарубежных поставщиков.
Сопротивление бесполезно
Не возросшее потребление, а именно скудное предложение вызвало приток импортного алкоголя. Качественный и недорогой товар быстро заполнил пустеющую нишу. Пока местные производства тонут в бюрократической трясине, теряют бюджет на марже сырья и оборудования, зарубежные виноделы реализуют налаженные производственные мощности.
Импорт спиртного в Россию из Италии, Молдавии, Греции, Армении и других стран существенно подавляет отечественные мануфактуры, но существующий спрос на разнообразный алкоголь даёт понять, что конкуренция вполне здоровая и потребитель готов переплачивать отрицательно сальдо за импортный алкоголь. К примеру, доставка вина из Люксембурга, обходится ретейлеру в полтора раза дешевле, чем бюджет местного винодела, выделенный на изготовление аналогичной партии.
Можно с уверенностью утверждать, что столь динамичный подъём доли импортного спиртного вполне способен в положительном ключе повлиять на отечественных изготовителей алкоголя. Отрасль энергично развивается, а качество производимого алкоголя растёт – страна выпускает продукт на внутренний рынок и успешно изготавливает алкоголь для импорта.